Главная Мы предлагаем М.И.Л.И.Ф. Команда и контакты
 

§ НАЦПРОЕКТЫ. ОЖИДАЕМЫЙ ИТОГ (Земское обозрение, 8 октября 2011г.)

НАЦПРОЕКТЫ. ОЖИДАЕМЫЙ ИТОГ

Дмитрий МИГУНОВ

8 октября 2011

Земское обозрение

Действие национальных проектов в России закончилось. С 2012 года такое понятие из бюджета исчезнет окончательно, о чем сообщил 24 сентября после заседания правительства вице-премьер Александр Жуков. Это, впрочем, не значит, что на эти цели перестанут выделять финансирование. Решено лишь преобразовать нацпроекты в государственные программы. Содержание этих программ будет определено уже в бюджете на 2012 год, который сейчас рассматривается в Госдуме.

Термин "Национальный проект''' появился в конце 2005 года, когда стало ясно, что из кризиса 1998 года страна более или менее выбралась, а "жирок" в виде роста ВВП и притока валюты в государственную казну позволил заняться государственным инвестированием. В сентябре 2005 года было решено, что деньги будут вложены в четыре проекта - "Доступное жилье", "Образование", "Здравоохранение" и "Сельское хозяйство". Наиболее затратным стал проект "Здравоохранение", а самым дешевым - "Сельское хозяйство".

Финансирование проектов в ходе их реализации увеличивалось. Так, если изначально на проект "Здравоохранение" в 2006 году предполагалось выделить 57,6 миллиарда рублей, то на практике эта цифра выросла до 90 миллиардов. В полтора раза поднялся в том же году и размер расходов по остальным направлениям.

При этом результаты оказались не слишком впечатляющими. Справедливости ради, надо признать, что хотя вышеуказанные суммы и выглядят достаточно большими, в реальной экономике соответствующих секторов - это почти капля в море. Какого-то кардинального результата они дать не могли. Тем более сложно подсчитать конкретные результаты проектов по здравоохранению и образованию, поскольку реформы в таких отраслях в одночасье не происходят. Можно лишь констатировать рост зарплат врачей и преподавателей, да увеличение количества медицинских сотрудников. Однако последняя тенденция имела место и в конце 90-х-начале 2000-х. В конце концов, для повышения зарплат медикам и педагогам создание нацпроекта совершенно не обязательно.

Кое-какие итоги можно подвести только относительно сельского хозяйства. Действительно, эта отрасль в последние годы переживает значительный рост, особенно в земледелии. Но скорее это можно связать с общим восстановительным подъемом после глубочайшей депрессии 90-х и повышением цен на сельхозпродукцию на мировом рынке. А вот в животноводстве, не затронутом мировой конъюнктурой взрывного роста цен, ситуация не самая благоприятная. За последние два года рост поголовья скота составил около 15 процентов, однако в 2011-м он застопорился, более того, отмечен даже некоторый спад. Неплохие результаты показывает разве что овцеводство.

Что касается "Доступного жилья", то это словосочетание по-прежнему остается оксюмороном. Для подавляющего большинства наших сограждан покупка собственного жилья - товара первой необходимости - является роскошью. Доля обзаведшихся квартирами и домами социально необеспеченных людей и молодых семей, на поддержку которых проект и был рассчитан, осталась очень небольшой. Объемы ввода в строй нового жилья существенно уступают результатам 80-х годов, когда был достигнут пик жилищного строительства.

Строго говоря, нацпроекты начали "отваливаться" еще в 2010 году. Летом прошлого года правительством была принята госпрограмма по развитию сельского хозяйства на ближайшие пять лет. После этого необходимость существования соответствующего нацпроекта отпала сама собой.

В январе 2011 года премьер-министр (тогда президент) России Владимир Путин объявил о том, что проекты следует переделать в государственные программы.

Что и было выполнено спустя полгода. Год спустя после Минсельхоза аналогичную программу приняло и Минздравсоцразвития. С учетом того, что проект "Доступное жилье" функционировал отдельно от остальных, осталось только "Образование". Как отмечает "Коммерсант", сохранять структуру нацпроектов только для него одного не было никакого смысла.

Более того, с точки зрения юридической и документальной, нацпроекты являлись фикцией. Красивое название фактически отражало лишь наличие соответствующей федеральной целевой программы (ФЦП), как ядра того или иного проекта. Понятие существовало, но документально никак оформлено не было.

Таким образом, уход в историю широко разрекламированной системы "национальных проектов" оказался тихим и мало что значащим в масштабах не только страны, но даже и отраслей, развивать которые они были призваны. Говорить об их провале нельзя, поскольку цели были поставлены весьма расплывчатые, а средства выделены весьма скромные. Но и особых успехов замечено не было. Остается надеяться, что не рассчитанные изначально на широкий пиар госпрограммы окажутся более результативными.

Наши новости и издания

Февраль 2015
Начата работа над новой статьей А. Э. Молчалина и М. Ю. Хвостова, посвященная практике НФТ в разных странах мира, включая Австралию, Индонезию, Южную Корею, США, Великобританию и другие страны мира. Одновременно подходит к концу работа над совместной статьей А. Э. Молчалина и О. В. Белой "О системах риск-менеджмента в области инвестиций и инвестиционных проектов в России: право, практика, перспективы". Статья будет завершена в конце этого года. и представлена в ряд российских и зарубежных экономических изданий.
 
Январь 2015
Подготовлен черновой вариант книги А. Э. Молчалина: "Прикладной риск-менеджмент при реализации инвестиционных проектов: право, практика, перспективы (PPP)". После авторской редакции книга будет представлена ряду российских и зарубежных издательств. Отдельные главы книги можно будет вскоре почитать в соответствующих разделах сайта.
 
Декабрь 2014
В журнале "Финансы и кредит" вышла статья А. Э. Молчалина и М. Ю. Хвостова "Об эффективности принимаемых на государственном уровне мер по внедрению новых финансовых технологий в систему экономического развития Российской Федерации". Статью можно почитать в одноименном журнале № 6, февральский выпуск.