Главная Мы предлагаем М.И.Л.И.Ф. Команда и контакты
 

§ ЗАЛОГ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (Единая Россия, 15 сентября 2011г.)

ЗАЛОГ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.

ГЛЕБ СОБОЛЕВ

15 сентября 2011

Единая Россия

В ходе недавнего совещания по вопросам развития науки и образования глава правительства РФ Владимир Путин сообщил, что на реализацию федеральных целевых программ, предусматривающих внедрение высоких технологий в 2011-2013 годах будет выделено более 600 миллиардов рублей.

"Такие деньги на эти цели не выделялись никогда, - особо подчеркнул Владимир Путин. - Напомню также, что мы утвердили пятилетнюю программу фундаментальных научных исследований стоимостью 250 миллиардов рублей. Она должна привести к существенному росту потенциала отечественной науки, ее конкурентоспособности. И, конечно, в разы увеличить эффективность использования достижений науки в интересах социально-экономического развития и укрепления безопасности страны".

На правительственном совещании отмечалось также, что одним из важных направлений в этой работе должно стать дальнейшее развитие в стране микроэлектроники, организованное "Единой Россией" в рамках партийного проекта "Фабрика мысли", который принимает все более широкие масштабы. "И у наших ученых, и у отечественной промышленности уже есть высокий уровень понимания того, что можно и нужно делать в этой сфере, - считает заместитель руководителя фракции "Единая Россия" в Госдуме Андрей Кокошин.

- На сегодня это один из самых быстрорастущих отечественных рынков: за 2006 год темпы роста радиоэлектронного комплекса составили 24%, а в 2010 году - 37%. Ожидается, что уже через пять лет объем продаж конкурентоспособных изделий электронной компонентной базы и радиоэлектронной продукции достигнет 130 миллиардов рублей, а в 2015 году он увеличится еще в два с половиной раза".

Эти цифры Кокошин привел на рабочем совещании в Госдуме. При этом он не сомневается, что в стране уже появились менеджеры, способные заниматься развитием таких технологий высшего уровня, каковой является самая современная микроэлектроника. "Есть и ряд научно-технических достижений высокого уровня, - добавил Андрей Афанасьевич, - в числе которых выделяется создание и полномасштабное тестирование в России высокопроизводительного микропроцессора "Эльбрус".

Кокошин отметил, что партией и фракцией "Единая Россия" будет направлен в правительство ряд конкретных предложений о роли микроэлектроники в Стратегии-2020, которые готовятся на основе разработок ведущих российских экспертов, ученых, представителей промышленности, бизнеса, профильных ведомств исполнительной власти. Один из ключевых вопросов, считает Кокошин, - это принятие государством адекватных мер по формированию внутреннего рынка именно для отечественной продукции этого рода. "А вообще ускоренное развитие микроэлектроники, - резюмировал Андрей Афанасьевич, - это один из важнейших элементов той программы импортозамещения, которую мы обязательно должны иметь в новых, более сложных политических условиях для развития современных наукоемких производств в России. Именно она призвана обеспечить наш реальный суверенитет и нашу национальную безопасность".

Возвращаясь к реализации федеральных целевых программ в области науки, необходимо отметить, что здесь даже сильнейшим научным коллективам порой не до конца ясны правила участия в государственно-частном партнерстве. "Все дело в том, что условия целевых программ Федерального агентства по науке и инновациям трактуются по-разному, - поясняет профессор Высшей школы экономики Иван Родионов. - Не секрет, что разговор о государственно-частном партнерстве в научном секторе идет непросто. Наш трехлетний опыт реализации федеральных целевых программ в области приоритетных направлений развития науки всех вопросов, к сожалению, не снимает. К примеру, до сих пор немало споров возникает вокруг грантов Минобрнауки. Поэтому сразу же хочу сообщить: такого механизма финансирования, как "грант Минобрнауки", не существует. Есть конкурсы федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2010-2015 годы". Роснаука финансирует прикладные исследования и потому предусматривает в условиях конкурсов конкретные требования к конечному результату. О грантах же правомерно говорить применительно к фундаментальным исследованиям, которые Роснаука не может финансировать по статусу - это прерогатива РАН. К сожалению, ученые часто не видят разницы между этими терминами".

Не менее важно прояснить ситуацию и с госзакупками. Здесь нужно понимать, что все они проводятся в строгом соответствии с законодательством, которое, к сожалению, совершенно не учитывает особенностей научной деятельности. "Менять законы необходимо, и такая работа ведется, - продолжает Иван Родионов, - но до желаемых изменений необходимо либо придерживаться существующих правил, либо не участвовать в конкурсах. Именно поэтому все временные интервалы между объявлением конкурса и заключением контракта с победителем жестко регламентированы".

Многие научные коллективы жалуются на задержки финансирования. Например, серьезнейшая проблема для двух-, трехлетних контрактов - задержка выплат в начале календарного года - рождена механизмом всего бюджетного процесса, изменить который очень непросто. Единственной альтернативой такой ситуации может стать качественное планирование внебюджетного софинансирования, которое предусмотрено почти во всех договорах. Естественно, что Роснаука заинтересована в поддержке качественных исследований и дальнейшей коммерциализации их результатов. Другое дело, что результаты, полученные за счет государственного финансирования на тех или иных условиях, могут и должны быть доступны всем желающим.

"На мой взгляд, должна быть выработана подробная национальная программа развития инновационной экономики, - предлагает руководитель Инновационного агентства РАН, доктор физико-математических наук Сергей Цыганов. - В том числе в отраслевом и региональном разрезах, где будет прописано, какие конкретно задачи берет на себя государство, какие - бизнес, какие ресурсы будут вложены, что будет получено на каждом этапе реализации и на выходе в целом".

По словам Цыганова, те проблемы, о которых сейчас так много говорится, всегда предусматривают несколько вариантов решения. Это зависит, во-первых, от ресурсов страны, они же всегда ограничены, поэтому надо четко представлять, какими резервами располагают государство, общество и бизнес. И, во-вторых, нет ничего страшного в том, когда один из этапов решения той или иной задачи может завершиться неудачей. В этом случае программа должна предусматривать альтернативные варианты, другие направления дальнейшего движения. "Как только эта программа будет сформирована, - подводит итог Сергей Цыганов, - ей необходимо придать форму обязательного документа, в первую очередь для государства. Это может быть либо постановление правительства, что не всегда работает, либо, что лучше, соответствующий закон, принятый Думой, под исполнение которого государство затем закладывает соответствующий бюджет".

Наши новости и издания

Февраль 2015
Начата работа над новой статьей А. Э. Молчалина и М. Ю. Хвостова, посвященная практике НФТ в разных странах мира, включая Австралию, Индонезию, Южную Корею, США, Великобританию и другие страны мира. Одновременно подходит к концу работа над совместной статьей А. Э. Молчалина и О. В. Белой "О системах риск-менеджмента в области инвестиций и инвестиционных проектов в России: право, практика, перспективы". Статья будет завершена в конце этого года. и представлена в ряд российских и зарубежных экономических изданий.
 
Январь 2015
Подготовлен черновой вариант книги А. Э. Молчалина: "Прикладной риск-менеджмент при реализации инвестиционных проектов: право, практика, перспективы (PPP)". После авторской редакции книга будет представлена ряду российских и зарубежных издательств. Отдельные главы книги можно будет вскоре почитать в соответствующих разделах сайта.
 
Декабрь 2014
В журнале "Финансы и кредит" вышла статья А. Э. Молчалина и М. Ю. Хвостова "Об эффективности принимаемых на государственном уровне мер по внедрению новых финансовых технологий в систему экономического развития Российской Федерации". Статью можно почитать в одноименном журнале № 6, февральский выпуск.