Главная Мы предлагаем М.И.Л.И.Ф. Команда и контакты
 

§ Александр Харитонов: "Морским портам нужен закон" (Заместитель председателя Комитета Государственной думы по конституционному законодательству и государственному строительству Александр Харитонов, Химический журнал, 30.08.2011г.)

Александр Харитонов: "Морским портам нужен закон"

30 августа 2010

Химический журнал

Проблема конкурентоспособности российских морских портов в последнее время рассматривается на самых высоких уровнях. Однако для успешного решения проблемы помимо инвестиций и государственной заинтересованности необходима правовая поддержка. 8 июня 2010 года Государственная дума приняла в первом чтении проект закона "О морских портах РФ". Осенью предстоит рассмотрение закона во втором чтении. Каковы перспективы его принятия, "Химический журнал" поинтересовался у заместителя председателя Комитета Государственной думы по конституционному законодательству и государственному строительству, члена фракции "Единая Россия" Александра Харитонова.

Александр Николаевич, расскажите, с какой целью депутаты Госдумы инициировали рассмотрение нового Федерального закона "О морских портах Российской Федерации".

- Президент России Владимир Путин в своем послании Федеральному Собранию от 26.04.2011 отметил, что надо незамедлительно принять инвестиционные программы по развитию российских портов и уже в 2010 году решить вопрос о выделении земельных участков для создания портовой инфраструктуры. А для этого необходимо в кратчайшие сроки принять закон о морских портах с целью ускорения развития транспортной системы как глобальной инфраструктуры развития экономики страны.

Морские порты в России имеют стратегическое значение не только для социально-экономического развития страны, но и для обеспечения обороноспособности и безопасности государства. Новых крупных портов не может быть много - для их строительства потребуются огромные финансовые и материальные ресурсы, которые целесообразно получить за счет привлечения стратегических инвесторов под разработанные программы строительства современных морских портов с производственной, транспортной и социальной инфраструктурой.

Однако проект закона не получил поддержку в правительстве РФ?

- Да, действительно, официальный отзыв заместителя председателя правительства РФ Александра Жукова был отрицательным. По мнению членов кабинета министров, закон нуждается в доработке - недостаточно четко прописаны земельные отношения между субъектами. Я выступил с предложением - внести в законопроект дополнение об утверждении решений о строительстве новых крупных морских портов указом президента России и соответствующими постановлениями правительства РФ, а также предложил механизм запуска программ по строительству новых морских портов в России за счет создания государственно-частных управляющих компаний в форме открытых акционерных обществ. Тогда государство как соучредитель и акционер управляющей компании будет действительно заинтересовано в обеспечении безопасности, контроля и эффективности деятельности морских портов. Управляющая компания будет привлекать партнеров и осуществлять проектирование, строительство и эксплуатацию нового морского порта.

За последние 20 лет в стране не построено ни одного морского торгового порта, что называется "с нуля", а вы говорите о новых.

- Можно назвать хотя бы одну перспективную программу создания в России нового морского порта?

- Наиболее перспективной и подготовленной к реализации программой я считаю инвестиционную негосударственную Комплексную программу "Яконто", которая включает в себя строительство в Шепсинском сельском округе Туапсинского района Краснодарского края современного крупного "Черноморского торгового порта Яконто" для перевалки 100 млн. т грузов в год и создание Туапсинской военно-морской базы (ТВМБ) как основного пункта базирования и ремонта кораблей и судов Черноморского флота России (в том числе подлежащих выводу из Севастополя) с единой производственной, транспортной и социальной инфраструктурой "Порта Яконто" и ТВМБ. Порт, как известно, начинается с суши - в Шепсинском сельском округе есть все условия для создания "Порта Яконто" и ТВМБ с их единой инфраструктурой: прибрежная горная территория, не представляющая курортной, туристической и экологической ценности, большие глубины около берега, отсутствие крупных населенных пунктов и значимых объектов, благоприятный климат и погодные условия, позволяющие наиболее эффективно и круглогодично использовать "Порт Яконто" и ТВМБ.

- Что даст экономике и даст региону программа "Яконто"?

- Реализация такой крупномасштабной и многоотраслевой программы обеспечит значительный рост промышленного и сельскохозяйственного производства юга России за счет повышения эффективности использования железнодорожного, автомобильного, трубопроводного, авиационного и водного транспорта, а также позволит улучшить социально экономическую и политическую ситуацию на Северном Кавказе, укрепить обороноспособность и безопасность России в Азово-Черноморском бассейне.

Строительство и сдача в эксплуатацию основных объектов, указанных в перечне проектов "Яконто" от 09.05.2005, предусматриваются в сроки, которые совпадают с окончанием строительства объектов для зимних олимпийских игр "Сочи-2014". Строительство современной многополосной автомагистрали Краснодар-Сочи и перенос участка железной дороги Туапсе-Адлер с Черноморского побережья вглубь материка позволят Краснодарскому краю начать крупномасштабное развитие индустрии курортно-оздоровительного и спортивно-туристического бизнеса на высоком мировом уровне.

Программа позволит решить также и острые экологические проблемы города Туапсе и Туапсинского района.

- А есть ли источники инвестиций?

- Программа полностью обеспечена финансированием в объеме, эквивалентном 20 млрд. долларов, за счет привлечения внебюджетных источников и других российских и зарубежных инвестиционных ресурсов на основе взаимовыгодного баланса интересов государства и частного бизнеса, обеспечивающего целевое расходование привлеченных средств.

- Имеются ли экспертные заключения по этой программе?

- Необходимость реализации Комплексной программы "Яконто" была подтверждена экспертным заключением Федерального государственного учреждения "Научно-исследовательский институт-Республиканский исследовательский научно-консультационный центр экспертизы" Министерства образования и науки России от 02.08.2004 и аналитической запиской Военной академии Генерального штаба Министерства обороны России от 27.01.2005, подготовленными по поручению администрации президента России, а также другими экспертизами. Кроме того, программа "Яконто" поддержана руководством Российской академии наук и ее ведущими институтами, подтвердившими готовность принять участие в научном обосновании, сопровождении и реализации данной программы.

Программа рассчитана на перевалку 100 млн. т грузов в год. Возможно ли увеличить плановый объем перевалки для удовлетворения потребностей компаний, не учтенных в программе?

- Комплексная программа "Яконто" является принципиально открытой и гибкой. Она предусматривает возможность подключения к ней как дополнительных грузопотоков, так и других перспективных проектов по предложениям заинтересованных предприятий и организаций. Программа включает в себя перевалку широкой номенклатуры химической продукции, минеральных удобрений, угля, металлов, лесоматериалов, промышленной и сельскохозяйственной продукции, включая зерно, а также перевалку 2 млн. морских крупнотоннажных контейнеров.

- Кто-нибудь из крупных экспортеров проявил интерес к программе?

- Ряд крупных экспортеров и импортеров проявили интерес к этой программе. Мне известно, что производители минеральных удобрений и продуктов нефтепереработки, а также их потребители еще в 2001 году выражали свою заинтересованность в реализации программы.

Сегодня главным является принятие Федерального закона "О морских портах РФ", что позволит ускорить и упорядочить решение сложнейших вопросов о выборе и реализации перспективных программ по созданию морских портов с инфраструктурой в интересах социально-экономического развития России и обеспечения ее обороноспособности и безопасности.

 

Наши новости и издания

Февраль 2015
Начата работа над новой статьей А. Э. Молчалина и М. Ю. Хвостова, посвященная практике НФТ в разных странах мира, включая Австралию, Индонезию, Южную Корею, США, Великобританию и другие страны мира. Одновременно подходит к концу работа над совместной статьей А. Э. Молчалина и О. В. Белой "О системах риск-менеджмента в области инвестиций и инвестиционных проектов в России: право, практика, перспективы". Статья будет завершена в конце этого года. и представлена в ряд российских и зарубежных экономических изданий.
 
Январь 2015
Подготовлен черновой вариант книги А. Э. Молчалина: "Прикладной риск-менеджмент при реализации инвестиционных проектов: право, практика, перспективы (PPP)". После авторской редакции книга будет представлена ряду российских и зарубежных издательств. Отдельные главы книги можно будет вскоре почитать в соответствующих разделах сайта.
 
Декабрь 2014
В журнале "Финансы и кредит" вышла статья А. Э. Молчалина и М. Ю. Хвостова "Об эффективности принимаемых на государственном уровне мер по внедрению новых финансовых технологий в систему экономического развития Российской Федерации". Статью можно почитать в одноименном журнале № 6, февральский выпуск.