Главная Мы предлагаем М.И.Л.И.Ф. Команда и контакты
 

§ Время моделей (Эксперт, Россия, 21.01.2012г.)

ТЕМА НЕДЕЛИ ПРОГНОЗ НА 2011 ГОД - Время моделей

Владимир Грязневич

21 января 2011

Эксперт (Россия)

Спецификой экономического развития Северо-Запада в 2011 году должно стать внедрение эффективных механизмов государственно-частного партнерства

В начинающемся 2011 году в регионах Северо-Запада России должны выйти на стадию непосредственной реализации крупные экономические проекты, подготовка которых велась в предшествующие годы. Помимо этого, запланировано открытие новых проектов в самых разных сферах экономики.

Из таких проектов наибольший интерес, с нашей точки зрения, представляют те, что, помимо прочего, оказывают серьезное влияние на рынки либо в силу своей масштабности, либо по причине серьезного воздействия на условия для бизнеса и существующие правила игры. Второй фактор нам представляется особенно важным, поэтому помимо воздействия проектов на экономику (формальное описание этих проектов мы приводили в предыдущих публикациях) мы рассмотрим и законодательные новшества 2011 года, производящие аналогичный эффект в разных сферах экономики Северо-Запада.

Шанс для дорог и теплосетей

Проекты в дорожной отрасли удовлетворяют обоим критериям. В марте 2011 года должны быть подведены итоги концессионного конкурса по строительству Западного скоростного диаметра в Петербурге (ЗСД) - магистрали протяженностью 46,6 км, которая обеспечит связь между северными и южными районами города и разгрузит от транспортных потоков центр Петербурга. Это крупнейший дорожный проект на Северо-западе, стоимость которого оценивается сейчас в размере 155 млрд. рублей.

С точки зрения правил игры это самый важный проект 2011 года для всей российской дорожной отрасли. Впервые в новейшей истории страны он вводит механизм создания частными инвесторами платной магистрали на концессионных условиях. Хотя сама возможность применения такого механизма была узаконена еще в 2005 году (принят федеральный закон "О концессионных соглашениях", кроме того, правительство РФ утвердило проект типового концессионного соглашения для дорожных проектов), оказалось, что необходимо уточнить еще массу деталей (подробнее см. " Дорогу осилит идущий ", "Эксперт С-З" №44 от 27 ноября 2006 года).

Судя по тому, как долго проходили согласования при объявлении конкурса по ЗСД в 2006 году, а потом дважды продлевались сроки подведения его итогов, внедрение этого нового для российской экономики инструмента в сфере дорожного строительства идет нелегко. Вице-губернатор Петербурга Юрий Молчанов признает, что по ходу концессионного конкурса возникли трудности, связанные с несовершенством нормативно-правовой базы на федеральном уровне. В частности, пришлось готовить поправки к положению об Инвестиционном фонде РФ, которые адаптируют механизмы выделения средств к специфике концессионных проектов. Сейчас эти поправки уже согласованы и находятся на рассмотрении в правительстве РФ. По словам Юрия Молчанова, также потребовалось подготовить "страниц десять" поправок к базовому федеральному закону "О концессионных соглашениях", принятие которых ожидается только весной 2011 года: "Без внесения этих корректив в закон вообще ничего невозможно сделать!" Сейчас, как отмечает вице-губернатор, с учетом всех этих изменений "мы дожимаем конкурсную документацию с потенциальными победителями конкурса".

Подведение итогов конкурса помимо определения инвестора будет означать формирование концессионного механизма в дорожной сфере, устраивающего всех участников - частных инвесторов, местные власти и федеральное правительство. И этот механизм тут же будет применен для других аналогичных проектов, которые уже "выстроились в очередь" и ждут лишь этого принципиального момента. В частности, речь идет о проекте строительства скоростной автодороги Москва - Петербург (на основе концессии будет построен участок этой дороги, примыкающий к Москве), а также о втором крупнейшем петербургском проекте по строительству Орловского тоннеля под рекой Невой, по которому планируется заключение концессионного соглашения в июне 2011 года.

Параллельно разрабатывается механизм концессии в сфере ЖКХ. В Калининграде в 2011 году будет сделана первая в стране попытка передать в концессию частному бизнесу всю систему теплоснабжения большого города, а именно - МУП "Калининградские теплосети". Как пояснил начальник департамента ЖКХ регионального правительства Леонид Примак, в первом квартале должен состояться двухэтапный конкурс по выбору компании-концессионера. После проведения квалификационного отбора будет выявлен победитель конкурса, который заключит с муниципалитетом договор о получении муниципального имущества в концессию сроком на 20 лет.

Победитель должен предложить максимальный объем инвестиций в развитие сети, а также заявить о готовности провести техническое и технологическое переоснащение переданных ему объектов, чтобы добиться поставленных задач в кратчайшие сроки. Основные задачи - отмена летних перерывов в снабжении населения горячей водой, снижение относительного расхода топлива, сдерживание тарифов. Возврат инвестиций и получение прибыли станет возможным по завершении реконструкции, но, как предполагают специалисты в правительстве, не ранее чем через пять лет. Для снижения рисков инвестора допускается повышение тарифов на тепло, но не более чем на 15% в год и до тех пор, пока инвестор не вернет вложенные средства.

По мнению Примака, эти условия привлекательны для бизнеса, о чем свидетельствует интерес к конкурсу со стороны российских, немецких и французских компаний. Он подчеркивает, что опыт соседей (например, Литвы) доказывает жизнеспособность и высокую эффективность данной модели. Внедрение ее в Калининграде позволит распространить механизм концессии на другие города страны, и тогда станет возможной относительно быстрая модернизация коммунального теплоснабжения населенных пунктов, которую другими способами провести не удается.

Обратная концессия

Помимо концессии распространенный в развитых странах формат государственно-частного партнерства предусматривает и другие механизмы. Один из них также должен появиться в России в 2011 году в процессе реализации в Петербурге проекта "Надземный экспресс", предполагающего строительство скоростного трамвая, движущегося по надземной эстакаде.

28 декабря 2010 года правительство Петербурга объявило международный конкурс, и в декабре 2011-го по его итогам должен быть выбран консорциум компаний, который выступит инвестором строительства первого (южного) участка "Надземного экспресса" протяженностью 30 км. Открыть этот участок должны в 2014 году. По словам Юрия Молчанова, финансовая модель проекта (общей стоимостью в 33,5 млрд. рублей) подразумевает, что 60% средств выделит государство и 40% - частный инвестор. Построенная победителем конкурса линия "Надземного экспресса" в течение 30 лет будет находиться в собственности инвестора, а затем перейдет в собственность города. Подобная схема, отличающаяся от традиционной концессионной модели, предусмотрена городским законом "Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах".

Такая "обратная концессия" применяется в мировой практике - в Норвегии, например, похожую схему используют при строительстве электростанций. Есть основания полагать, что этот механизм приживется и в России, где явно не хватает инструментов для привлечения частных инвестиций в самые разные сферы экономики.

Для реновации городов 2

В частности, по этой причине реновация городских зданий идет значительно более низкими темпами, чем их деградация. Нужны эффективные универсальные механизмы. Такие механизмы должны возникнуть в 2011 году в ходе реализации четырех крупных проектов в Петербурге. Один - программа реконструкции домов первых массовых серий, хрущевок. В прошлом году запустить эту программу с ходу властям не удалось: бизнес, да и население потребовали четко проработанной модели. Девелоперы хотят быть уверены, что проект окупится. Граждане - что получат эквивалентное жилье, причем в этом же микрорайоне, как обещала губернатор Валентина Матвиенко. Ничего этого в предложенной властями схеме не было. Но процесс запущен и, вероятно, первые кварталы хрущевок в этом году начнут перестраивать. Вот тут-то и появится необходимая всем модель реконструкции кварталов ветхого жилья.

Не менее важна и модель, формирование которой должно завершиться в этом году в ходе реконструкции квартала между улицами Шкапина и Розенштейна. Победителем конкурса на участие в этом проекте стала компания "Главстрой-СПб", входящая в холдинг "Базовый элемент" Олега Дерипаски. Занимаясь расселением жилых домов в этом квартале, по сути, с 2003 года, чиновники могли убедиться в несовершенстве региональной нормативной базы (особенно касающейся взаимоотношений с собственниками жилья), о чем постоянно говорят девелоперы. Этот опыт должен быть использован для создания эффективных правил игры для бизнеса, жителей и структур власти.

В качестве модели важен также проект реконструкции территории Апраксина двора, для которого 25 января конкурсная комиссия должна выбрать инвестора. Этот проект изначально будет иметь статус стратегического, его называют беспрецедентным по сложности стоящих перед девелопером задач: требуется вложить порядка 1 млрд. долларов, решить многочисленные имущественно-правовые вопросы, выполнить требования КГИОП, поскольку почти все здания имеют статус памятника регионального значения, преодолеть сложности инженерного обеспечения и т.д. Специфика примененной здесь модели заключается в том, что власти фактически поставили крест на идее задействовать энергию частных девелоперов в формате Агентства по развитию территорий. Отсутствие у Агентства реальных полномочий (во взаимоотношениях с городом, арендаторами, собственниками) привело к тому, что не удалось обеспечить комплексное развитие всей территории Апраксина двора.

Самый сложный механизм потребуется для четвертого проекта, который также должен начаться в этом году. Речь идет о реконструкции огромного участка (465 га), именуемого "Измайловская перспектива", в районе бывшего Варшавского вокзала. Там много собственников, включая РЖД, захламленная территория, сильно изношенные инженерные коммуникации.

Эти проекты практически исчерпывают все возможные ситуации, возникающие при реконструкции петербургских кварталов. И потому если механизмы для них будут разработаны (а именно отсутствие таких механизмов много лет тормозило реализацию всех подобных проектов), может начаться широкомасштабная реконструкция Петербурга. И тогда, возможно, удастся избежать вполне реальной опасности появления в городе территорий, подобных Южному Бронксу - депрессивному району Нью-Йорка, где в свое время не сумели найти механизмы реконструкции, и район превратился в откровенную трущобу, с которой городские власти мучаются до сих пор. Разумеется, петербургские модели реконструкции кварталов могут быть полезны и для других российских городов, в том числе на Северо-западе.

Отмена лицензирования 3

Впрочем, на реализацию этих моделей, как и на работу всего строительного комплекса, серьезно повлияет отмена лицензирования в строительстве с 1 июля 2011 года. Это стало возможным благодаря наконец-то принятому федеральному закону о саморегулируемых общественных организациях (СРОО). Такие организации должны обеспечить контроль за строительным процессом взамен контроля со стороны лицензирующих органов. Однако нормальное регулирование вряд ли получится, из-за того что "Росстрой" до сих пор не разработал новые технические регламенты вместо устаревших и потому уже отмененных. Региональную самодеятельность в виде территориальных строительных норм (ТСН), привязанных к климатическим особенностям субъектов, пресекала прокуратура. В результате до нынешнего года строительный процесс регламентировался только лицензированием и СНиПами.

С отменой лицензирования гарантировать качество работ может лишь договор, а также правила СРОО, создавать которые законодательство разрешило с 16 декабря 2010 года. Некоммерческие СРОО должны выработать единые стандарты работы, образовать компенсационный фонд для выплат потребителям их товаров и услуг, застраховать профессиональную деятельность и контролировать работу своих членов. Между тем в Петербурге создание СРОО сталкивается с проблемами. В городском строительном сообществе до сих пор продолжается спор, создавать ли единую для всех СРОО или несколько подобных структур с правами регулирования.

Кстати, отмена лицензирования касается не только строителей - несколько раньше отменено лицензирование турагентов и туроператоров, а также риэлторов. Кроме того, с началом действия закона о СРОО прекращено лицензирование аудиторов, оценщиков, строителей, проектировщиков, а также отдельных видов деятельности в сфере сельскохозяйственного производства и железнодорожных перевозок.

Новая жизнь игорного бизнеса

В 2011 году серьезно меняются правила игры на рынке игорного бизнеса. В соответствии с федеральным законом "О государственном регулировании игорного бизнеса" Архангельская область полностью запретила игорный бизнес на своей территории с 1 января, а Новгородская область - с 1 февраля. В Санкт-Петербурге и Ленинградской области с начала 2011 года закрылись залы игровых автоматов, лишь казино разрешено работать до 1 июля 2012-го. К 1 января в Санкт-Петербурге прекратили работу более 300 залов игровых автоматов из 383, действовавших в 2010 году. Часть их была перепрофилирована в казино, количество которых в городе увеличилось с 19 до 45 (по данным УФНС). Перепрофилирование каждого зала обошлось, по оценке участников рынка, примерно в 200 тыс. долларов. Это оказалось под силу в основном лишь сетевым операторам игорного бизнеса - большинство казино принадлежит компаниям "Вулкан", "Профит", "Ленарс", "Глория Гейм", Maxbet.

Многие игорные заведения сменили профиль деятельности - на их месте открываются кафе, рестораны, ночные клубы, бильярдные. Так как большая часть помещений была взята игорным бизнесом в аренду или в субаренду, можно ожидать, что на петербургском рынке аренды торговой недвижимости будет наблюдаться кратковременный всплеск предложений. Разумеется, запрет спровоцирует рост числа подпольных игорных заведений, так как спрос на этот вид досуга уже сформирован. Что касается четырех определенных правительством игорных зон, то, скорее всего, ни одна из них не будет готова к "часу икс" (1 июля 2012 года). К примеру, как сообщили в пресс-службе правительства Калининградской области, 27 января будет назван победитель конкурса на право проектирования игорной зоны в районе Янтарного. Но так как до сих пор не принято соответствующее постановление правительства, трудно сказать, в какие сроки будут проводиться конкурсы на право его реализации.

Плоды усилий

В нынешнем году в экономике Северо-Запада будут видны конкретные результаты осмысленных усилий власти по регулированию некоторых сфер бизнеса. Так, российская лесная отрасль должна ощутить эффект правительственной реформы, связанной с принятием Лесного кодекса в 2006 году и началом с 1 июля 2010-го процесса повышения пошлин на вывоз круглого леса (к его завершению 1 января 2012 года пошлины достигнут 80% стоимости). Одновременно разрабатывались меры поощрительные - в середине минувшего года правительство разработало и приняло порядок формирования перечня приоритетных инвестиционных проектов в ЛПК. Хотя документ неоднозначно был воспринят лесным бизнесом, очевидно, что интерес потенциальных инвесторов к ЛПК возрос.

В конце декабря 2010 года Министерство промышленности и энергетики РФ одобрило пять инвестиционных проектов, которые претендуют на софинансирование инфраструктуры из Инвестфонда и на кредиты Банка развития. Министерство планирует лоббировать инвестиции после принятия концепции развития лесопромышленного комплекса, которая будет разработана к середине лета. Один из одобренных проектов - это ЦБК в Дедовичском районе Псковской области. Проект реализуется инвесторами из Норвегии (Роар Паулсруд) и Австрии (компания "Андриц"). Завод стоимостью более 1 млрд. евро будет выпускать химико-термомеханическую массу, часть которой пойдет на производство картона. Помимо этого, Минпромэнерго поддержало совместный проект финской лесопромышленной компании UPM и российской группы "Свеза" (владелец - Алексей Мордашов) - строительство в Шекснинском районе, на юге Вологодской области, современного целлюлозного завода, лесопильного завода и завода по производству древесных плит OSB на общую сумму, превышающую 1 млрд. евро. Как сообщили в пресс-службе российского представительства UPM, строительство лесопильного и плитного производства начнется уже в 2011 году. Окончательное решение о строительстве ЦБК должно быть принято до конца года. Оно будет зависеть от результатов анализа, а также - от позиции российских властей.

Таким образом, усилия государственной власти в отношении развития ЛПК оказались результативными. Но начнется ли в 2011 году строительство первых ЦБК, во многом зависит от позиции правительства страны и расторопности чиновников.

Помимо лесной отрасли в Петербурге благодаря усилиям Валентины Матвиенко получит развитие и автомобилестроительный кластер. В поселке Шушары 3 ноября 2011 года откроется сборочный завод General Motors мощностью до 70 тыс. автомобилей в год - третье автосборочное производство в Санкт-Петербурге и окрестностях. А на севере, во Всеволожском районе Ленобласти, английская компания Stadco и испанская Gestamp в конце 2011-го - начале 2012 года запускают первую очередь первого на Северо-западе производства штампованных кузовных элементов для легковых автомобилей действующих и строящихся иностранных автосборочных заводов. Ее мощность составит порядка 100 тыс. комплектов в год. Аналогичный по профилю завод в текущем году в Северной столице начинает строить петербургская компания "Интеркос-IV", которая контролируется Магнитогорским металлургическим комбинатом (ММК). В 2013 году ММК сможет выпускать продукцию, которая также будет ориентирована на удовлетворение спроса со стороны петербургских автозаводов.

Кроме того, по словам Юрия Молчанова, компания Hynday, собирающаяся открыть свое производство к 2014 году, "притащит в Петербург очень большой пул производителей комплектующих". Конкретные фирмы вице-губернатору известны, но называть их он пока не хочет. Из уже пришедших в Россию производителей комплектующих переговоры ведутся с компанией Magna.

Обеспечат развитие

В нынешнем году будет реализован ряд проектов, которые существенно повлияют на развитие ключевых отраслей экономики Северо-запада. В частности, в Морском торговом порту Усть-Луга будут введены в строй два объекта, предназначенных для обработки экспортно-импортных грузов. Так, компания "Усть-Луга" в первом квартале вводит пусковой комплекс терминала "Юг-2", который позволит обрабатывать 100 тыс. импортных автомобилей в год. В свою очередь, Национальная контейнерная компания совместно с немецким оператором Eurogate в декабре завершит строительство первой очереди (мощностью 180 тыс. TЕU в год) Балтийского контейнерного терминала - крупнейшего из строящихся на Балтике. Эти проекты позволят частично ликвидировать жесточайший дефицит мощностей по обработке контейнеров и автомобилей, от которого страдают отечественные порты на побережье Финского залива.

Новые проекты в энергетике также серьезно повлияют на перспективы экономического развития Северо-запада. Концерн «Росэнергоатом» приступит к строительству новых энергоблоков на Ленинградской атомной электростанции (это будет ЛАЭС-2). Ввод в эксплуатацию первого из них, стоимостью почти 70 млрд. рублей, запланирован на 2016 год. Весь проект ЛАЭС-2 предполагает строительство к 2016 году четырех блоков нового, более безопасного и экономичного типа ВВЭР (водо-водяной энергетический реактор) мощностью 1150 МВт каждый. Новые и старые мощности будут работать одновременно. ЛАЭС-2 удовлетворит общую потребность Петербурга и Ленобласти в электроэнергии, выработка которой к 2013 году увеличится примерно на 3 тыс. МВт.

Потребность в электрической и тепловой энергии будущих кварталов на территории Северной Долины (площадью 270 га) Петербурга призван удовлетворить второй после Юго-Западной ТЭЦ крупный частный проект в сфере электроэнергетики - ТЭЦ "Парнас". В январе-феврале 2011 года Группа "Синтез" завершит обоснование инвестиций по этому проекту. Одновременно ОАО "ФСК ЕЭС России" занимается проектированием подстанции напряжением 330 КВт "Парнас".

В 2011 году завершится процесс размещения дополнительной эмиссии акций "Ленэнерго", и администрация Петербурга станет полноправным акционером энергокомпании (получит 25% плюс одна акция), что позволит Смольному напрямую влиять на решения топ-менеджента компании вместо неформального давления, как происходило раньше.

Это влияние администрация хочет использовать для ускорения модернизации электросетей "Ленэнерго", ограничивающих возможности региональной энергосистемы даже больше, чем нехватка генерирующих мощностей.

 

Наши новости и издания

Февраль 2015
Начата работа над новой статьей А. Э. Молчалина и М. Ю. Хвостова, посвященная практике НФТ в разных странах мира, включая Австралию, Индонезию, Южную Корею, США, Великобританию и другие страны мира. Одновременно подходит к концу работа над совместной статьей А. Э. Молчалина и О. В. Белой "О системах риск-менеджмента в области инвестиций и инвестиционных проектов в России: право, практика, перспективы". Статья будет завершена в конце этого года. и представлена в ряд российских и зарубежных экономических изданий.
 
Январь 2015
Подготовлен черновой вариант книги А. Э. Молчалина: "Прикладной риск-менеджмент при реализации инвестиционных проектов: право, практика, перспективы (PPP)". После авторской редакции книга будет представлена ряду российских и зарубежных издательств. Отдельные главы книги можно будет вскоре почитать в соответствующих разделах сайта.
 
Декабрь 2014
В журнале "Финансы и кредит" вышла статья А. Э. Молчалина и М. Ю. Хвостова "Об эффективности принимаемых на государственном уровне мер по внедрению новых финансовых технологий в систему экономического развития Российской Федерации". Статью можно почитать в одноименном журнале № 6, февральский выпуск.